messaggiera (messaggiera) wrote,
messaggiera
messaggiera

Category:

Шостакович «Песнь о лесах».

Наверное, это нормально: заведомо пренебрежительное отношение к соцреалистическо-конъюнктурным опусам великих русских композиторов. По крайней мере, меня так воспитывали. В 90-е на волне категорического отрицания всего советского, на волне того, что «наконец-то можно говорить правду», было модно искать антисоветские подтексты во всей советской художественной культуре и ругать всё то, что однозначно соответствовало линии партии. Бытовало мнение, что вот есть «истинный Шостакович», который писал либо в стол, либо с фигой в кармане, а есть «шостакович-из-под-палки», который был вынужден писать про то, что народ и партия едины.

Разумеется, после такого промоушена никакого желания слушать эти вот восхваления только что провалившегося на дно морское Советского Союза у меня не было. Да и потом, немного хлебнувшая стандартного советского школьного воспитания в виде стихов и песен к 22 апреля и 7 ноября, я успела заработать стойкое отвращение ко всякой официозно-торжественной тягомотине.
Первым шоком для меня стала кантата Прокофьева «К 20-летию Октября», которая оказалась невероятно крутой музыкой, дерзкой, взрывной, остроумной, истинно прокофьевской и ни капельки не официозной.

«Песнь о лесах» - шок второй. Это очень красивая, мастерски сделанная музыка. В которой есть и простота, увлекательность, но в то же время и сложности, где интересно поковыряться специалистам. Полчаса удовольствия, бальзама для ушей и сердца. И повод для раздумий на тему «sic transit…», о бессмертии истинного, о судьбах родины и прочем таком.  «Песнь» говорит о Советской эпохе может быть даже лучше и полнее, чем какие-нибудь сложносделанные шостаковичевские пьесы, полные подтекстов.
Для понимания истории и сути всего, происходящего в Советской стране, достаточно даже просто знать, что у оратории два текста: оригинальный, 1949 года и второй, 1962-го, где исключены все упоминания Сталина, вождя и прочие такие пассажи.
При этом более ранняя, сталинская версия – имперская, абсолютистская: Сталин сказал – все побежали выполнять. А вот вторая – однозначно ближе к коммунистической идеологии, так как источником преобразований (насадить леса) являются «мы», «друг и товарищ», то есть коллективное сознание.
Одно я понять не могу, почему произведение названо ораторией. Никаких признаков этого жанра я не вижу: и размер, и тематика, и отсутствие развернутого сюжета с персонажами, и поучительно-проповеднический характер текста – всё это больше соответствует кантате, чем оратории. Вот тут странно, и версий у меня нет.
Tags: искусство, классики и современники, музыка, с чего начинается Родина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments