messaggiera (messaggiera) wrote,
messaggiera
messaggiera

Categories:

«Поминальная молитва» в Театре на Литейном

«Поминальную молитву» первый раз я смотрела в бытность свою студенткой Дальневосточного института искусств во Владивостоке, в местном театре. На тот момент цикл повестей про Тевье-молочника я не читала, но с творчеством Шолом-Алейхема была вполне знакома. У нас дома был сборник, я зачитывалась «Записками коммивояжера» и другими рассказами, которые мне тогда необычайно нравились. В предисловии к сборнику приводился знаменитый текст Шолома-Алейхема о том, что после его смерти вместо кадиша (собственно, поминальной молитвы) надо читать самый смешной из его рассказов, типа, что не плакать надо, а смеяться.  То есть, идя на спектакль, я примерно представляла себе стилистику и тему. Конечно, пьеса Горина, созданная по всем правилам театрального искусства, являет собой беспроигрышный вариант, который режиссурой испортить очень трудно. Тогда спектакль мне хорошо запомнился и показался очень близким.

Сейчас, вернувшись из поездки в Израиль, я решила обновить впечатления. Совершенно ничего не зная о петербургской театральной среде, пошла наугад в первый попавшийся театр, где шла эта пьеса.
Итак, в целом скажу, что провинция (по моим воспоминаниям) не сильно уступает «культурной столице». Какого-то «вау, круто!» я не получила. Был добротный спектакль, в меру заштампованный, в меру наполненный находками. Игра актёров в целом на 4 с минусом. Самым ужасным, как ни странно, оказался Валерий Кухарешин, исполнитель главной роли. Его Тевье провалился на дно морское. Актёр полностью забубнил роль, с 13-го ряда, где сидела я, его было попросту не слышно: какая-то скороговорка себе под нос. Такое ощущение, что актёр получил задание как можно быстрее оттарабанить текст (длинные монологи), так как спектакль и так длинный.  Сценическая пластика тоже так себе, очень неорганично смотрелся актёр. Весь конфликт Тевье – от беспрестанно болтающего с богом в начале действия до замкнувшегося в молчании в конце – был просто проигнорировани никак не выстроен в линию.
Порадовали Лейзер-Волф в исполнении Гелия Сысоева и Урядник (Александр Цыбульский). Татьяна Ткач, несмотря на её регалии и опыт, в роли Голды для меня была не убедительна (хотя смотреть на её игру было приятно) Но у неё вместо язвительной, резкой идише-мамы получилась какая-то типичная русская babushka. Второстепенные персонажи – дочери Тевье и их женихи – просто пустое место, так же как и два антагониста – ребе и поп. Особенно поп. Это уровень студента третьего курса нестоличного актерского вуза. Честно говоря, я ожидала от спектакля бОльшего, но тем не менее, ушла без раздражения.

Добавлю ещё, что этой весной попробовала перечитать первоисточник  - «Тевье-молочника» Шолом-Алейхема и не смогла, меня триггерило по-страшному. Не знаю, что я там смешного могла найти. Как ни женский образ – так просто кошмар какой-то: сплошные унижения, насилие над личностью и здравым смыслом, да и просто сам тон, в котором писатель пишет о женщинах, меня просто выжимает изнутри. Причём проблема в том, что Шолом-Алейхем показывает положение женщин не с тем, чтоб мы сопереживали (как мы сопереживаем мужским персонажам), проблема, что он вообще не видит проблемы. Для него это окнорм! Женщины у него не просто «иногда поступают по-дурацки» (как мужчины), а являются дурами и идиотками по определению. Ну и дальше в том же духе… Вот такое я уже теперь читать не могу. Жаль. Одним хорошим писателем меньше.
Tags: искусство, классики и современники, книги, метанойя, феминизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments